БУДО

Интервью, СМИ

СЭНСЭЙ // МЫСЛИ И ПОСТУПКИ

СЛЕВА НАПРАВО: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОО «АССОЦИАЦИЯ БУДО», ШИХАН СЕРГЕЙ КОБЛОВ (БЕЛАРУСЬ), СОКЕ ЯСУМОТО АКИЁШИ (ЯПОНИЯ), ПРЕЗИДЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ВОИНСКИХ ИСКУССТВ «БУШИН-КАЙ ИНТЕРНЭШНЛ», ШИХАН ЕВГЕНИЙ РАДИШЕВСКИЙ (УКРАИНА)
Евгений Анатольевич, если говорить о восточных единоборствах в общем, то какие тенденции сейчас в мире? Кажется, в 70-80-е гг. был бум на единоборства, а на сегодняшний день наблюдается спад инте-реса. В чем причина этого, и каково отношение людей к восточным единоборствам в спортивном мире?
Я бы не сказал, что бум спал. Существенно снизи-лась популяризация. Этим стали меньше заниматься организации. Ну и количе-ство боевиков в кинопро-кате сильно уменьшилось. А людей, занимающихся единоборствами, меньше не стало. Посмотрите на массо-вость турниров дзюдо и каратэ: даже если судить по тому, как часто профессиональные спор-тивные телеканалы занимаются демонстрацией фестивалей и чемпионатов, количество турниров не уменьшилось ничуть! И если сравнивать с восьмидесятыми, то та-ких соревнований стало гораздо больше. Просто мы стали меньше об-ращать внимания на них, сейчас это уже почти обыденность.
В чем особенность современ- ных школ джиу-джитсу?
Современные школы едино- борств, как правило, осно-вываются на какой-то узкой специализации. И каждая школа на высоте именно в сво-ей нише. Или они создаются для выполнения определен-ных боевых задач в условиях нашего времени. Тогда они ме-нее массовые. Традиционные школы были основаны так же, но много лет назад. И сейчас традиционную школу джиу- джитсу невозможно использо-вать в современном спецназе. Для этого нужна адаптация. Что касается выступления в соревнованиях по правилам полноконтактных боев, то тут несостоятельны как тради-ционная школа рукопашного боя, так и современная, по-тому что совершенно разные цели и задачи.



Давайте поговорим о Бушинкай. Это современная школа на основе традиционных?

Бушинкай – это организация, общество, объединяющее определенную группу людей, которые занимаются разными видами единоборств. В рамках этой организации существует своя методика – Бушинкан джиу-джитсу. Это определенная последовательность действий, в которых мы не придумали ни одного действия сами. Это методика, которая позволяет нам выводить спортсменов на высокий уровень и готовить высококлассных преподавателей и специалистов для других структур или спецподразделений. Мы – живое направление, постоянно продолжаем учиться и практиковаться. На нас сильно влияет практика соревнований и работа учеников. Ведь ребята много выступают в контактных турнирах. Становятся чемпи-онами и призерами на различных соревнованиях. Мы видим все недочеты, работаем над ними и пытаемся устранить. Совершенствуемся и внедряем в общую программу. Несмотря на массовость нашей организации, мы постоянно улучшаем качество.


Не могли бы вы рассказать о специалистах, которые занимаются разработками Бушинкай?
У нас своя иерархия. Есть просто преподаватели, у которых квалификация первого, второго, третьего дана и небольшой опыт. Есть старшие преподаватели – шиханы – это категория людей с огромным опытом, они подготовили множество учеников. И не просто учеников. У многих из них последователи стали спортсменами высшего уровня. Но на самом деле далеко не всякий мастер высокого класса может быть хорошим преподавателем. Наши шиханы имеют высочайшую квалификацию в Европе и мире. Ученики многих из них выступают в соревнованиях по различным правилам. Мы встречаемся на состязаниях, смотрим и обсуждаем, вносим предложения. Отсматриваем видеопрограммы, пытаемся этому обучить и видим результат. Обычно изменения эти происходят в течение пяти лет. Программа не меняется кардинально, уточняются только тонкости. За последние пять лет мы активно принимали участие в контактных турнирах, что нам помогло отследить все недочеты в технике и самосовершенствоваться.
Японские мастера с трудом отдают свои знания?
У японцев есть такое понятие как гайдин (переводится, как «чужой», «человек снаружи», «не наш»). Нам повезло, потому что наш главный учитель в Японии много времени проводил с европейцами. Подход наш ему очень нравится и его отношение к нам – такое же, как к японцам. Именно поэтому он отдает нам очень много. Возможно, если бы этого не случилось, то у нас не было бы и с другими японцами такого контакта. Наши ребята с Соке Ясумото получили настолько высокую квалификацию, что другие мастера в Японии тоже готовы с нами сотрудничать. Конечно, не все мастера такие. Многие сдерживают материал. Но неоднократно были ситуации, когда мы приезжали в школу, и ученики этой школы, занимающиеся там по десять и более лет, удивлялись, что мастер нам на второй день показывал то, чему не обучал даже своих учеников. Впрочем, некоторые отказывались делиться знаниями, потому что мы в Японии наездами, а не на постоянном обучении. К тому же дает о себе знать негативный опыт с другими приезжими учениками. Но по большей части нам повезло в этом плане: видя искреннюю заинтересованность, мастера сами предлагают нас обучать.
Издревле, когда человек становился на путь БУДО, у него была цель – подготовить себя к сражениям. Сегодня это носит соревновательный характер. Люди, которые этим занимаются сейчас, соответствует ли их дух философии воина?
Хороший вопрос. Подавляющее число молодежи сейчас по-другому относится к этому вопросу. Они больше оберегают себя, и мне это не совсем понятно. Если ты боишься травм, то занимайся йогой или медитацией. Мужчина должен быть мужчиной. И наши занятия обязательно помогут вам изменить себя. Наша задача: помочь измениться не только внешне, но и внутренне. Например, я знаю многих ребят инвалидов, имеющих черный пояс. И это достижение – проявление героизма. Для меня лично это как наркотик. Я постоянно учусь и самосовершенствуюсь. Каждый раз, приезжая к сэнсэю Ясумото, я нахожу для себя что-то новое и каждый раз радуюсь своим достижениям и достижениям своих учеников. Я далек от мысли, что приемы нужно применять на практике, в драке – надеюсь, что этого не будет.


К СВЕДЕНИЮ
Международная техническая квалификация Евгения Радишевского:
  • Джукошин рю Дзю-Дзюцу – НАНАДАН (7-й дан) 2009 (присвоен техническим комитетом под руководством Шихана Брайана Чика, 10-й дан, президента Джукошин рю Интернэшнл, Великобритания).
  • Мото-Ха Йошин Рю Дзю-Дзюцу – МЭНКЁ КАЙДЭН 2012 (присвоен Соке Акиеши Ясумото, главой Кокусай Мотоха Йошин Рю Дзю-Дзюцу, Япония).
  • Каратэ – САНДАН (3-й дан) 2011 (присвоен шиханом Шигеоши, 8-й дан Нихон каратэдо кёику кенкю кай, Япония), ЙОНДАН (4-й дан) 2005 (присвоен техническим комитетом WKF).
  • Каншин рю иайдо – САНДАН (3-й дан) 2011 (присвоен Соке Фукухара, Япония)
  • Мотобу рю каратэ-дзюцу и удонтэ – САНДАН (3-й дан) (присвоен Соке Мотобу Чосэем, 10-й дан, Япония).
  • Традиционное Дзюдо – САНДАН (3-й дан) 2009 (присвоен Шиханом Брайаном Чиком, 7-й дан Кодокан дзюдо).
  • Мугай Шиндэн Мотоха Фудошин Иай – САНДАН (3-й дан) 2012 (присвоен Соке Ясумото Акиеши и Киоши Накаи Норисато, Япония).
  • Дайто рю айки дзю-дзюцу Такумакай – ШОДАН от шихана Кавабэ Такеши, 2013 год, Осака, Япония.
  • Рейки Микао Усуи – СИНПИДЭН, шихан (мас- тер-учитель) 2006 (от Матсьедранатха, Индия).
  • Юмэйхо – НИДАН (2-й дан) 2008 (присвоен В. Самбир КМИНМ, Украина).

Международный титул Евгения Радишевского:
  • Киоши дзю-дзюцу – (преподаватель международного класса). Титул присвоен Соке Ясумото Акиёши от имени Кокусай Мотоха Йошин Рю в 2009году.
  • Ренши дзю-дзюцу – (эксперт-инструктор международного класса). Титул присвоен и подтвержден международными аттестационными комитетами Секай Кобудо Рэнмэй (Всемирной Федерации Кобудо) 1998, Кокусай Хоку Шин Рю Дзю-Дзюцу Рэнмэй (Всемирной Федерации) 2000, Секай Юданша Кай (Всемирного Элитного Общества Черных Поясов) 2001.
  • Шидоин (инструктор) Мотобу рю каратэдзюцу и удонтэ – присвоен Соке Мотобу Чосэем, 10-й дан, Япония в 2011 году.